Влияние воспитания на формирование личности ребенка.
Порой воспитание детей становится довольно непростой задачей для родителей. Именно на плечи родителей ложится ответственность за воспитание своих чад, привитие им манер поведения, которые будут с ними на протяжении жизни, становление характера, чувства ответственности... Но не стоит забывать и о том, что на воспитание ребёнка и на формирование его личности будет оказывать влияние так же и окружение, сверстники, средства массовой информации и т.д.
Пожалуй, все родители хотят видеть своих детей воспитанными, заботливыми, чуткими и отзывчивыми людьми. Достижение этой цели не является таким уж и простым, как может показаться. Облегчить её достижение поможет личный пример показываемый ребёнку самими родителями. Наверное, каждый ребёнок способен поступать как хорошо так и плохо, а вот его выбор во многом будет зависеть от примера родителей, который они видели с детства.
Первоначальные манеры поведения закладываются родителями, а далее они пополняются теми манерами, которые исходят от окружающих ребёнка сверстников, в зависимости от тех знаний, которые были заложены их родителями. Как говорится, подобное притягивает подобное, и если ребёнок был плохо воспитан родителями, то по мере взросления его характер и манеры поведения будут становиться хуже, чем были. В тоже время, у правильно воспитанных детей по мере взросления характер меняется в лучшую сторону. Всё это происходит потому, что ребенок, взрослея, становится способен понимать всё больше и больше, а многое из усвоенного ранее со временем просто становится привычкой.
Но вот что такое «правильное воспитание» и как не допустить ошибок в этом процессе - вопрос довольно непростой. Узнать больше об этом можно здесь http://xvatit.com/vospitanie_detey/. Большинство родителей, даже не имея специального педагогического образования и без чтения специализированной литературы, интуитивно знают ответ, имея опыт свой собственный и окружающих. Далее этот вопрос сводится в большей степени ко времени, которое родитель может и хочет дарить своему ребенку, общению с ним.
Родителям следует закладывать в ребёнка такие качества, как сочувствие и внимание к окружающим, сдержанность и терпение, любовь и добродушие. Все то, чем будет заниматься ребенок впоследствии, станет его жизненным опытом. Большое влияние на его воспитание будет оказывать и то, как вы реагируете на его поступки, как хорошие так и плохие. Любовь и забота родителей очень важны в процессе воспитания ребёнка. У добродушных и порядочных родителей, которые прививают такие качества и своим детям, дети вырастают, как правило, такими же. Во многом на формировании личности ребенка будет сказываться время, которое родители проводят с ним, как уже говорилось ранее. Родителям, которым некогда самим воспитывать своих деток, зачастую поручают это занятие няням. И не стоит потом, когда дети вырастут, удивляться, что они плохо воспитаны, ведь родители не смогли уделять своим детям достаточного количества времени, имея другие приоритеты.
Родителям нужно играть с детьми, показывать им то, что они ещё не знают, обучать их чему-то новому и интересному, читать им сказки. Конечно, дети и сами могут найти себе занятие, но будет гораздо полезнее, если с ними будут играть родители. Чтение сказок, к примеру, позволяет ребёнку впервые задуматься над вопросами «что такое хорошо и что такое плохо». Таким образом, дети постепенно начинают учиться думать и размышлять самостоятельно.
Еще один важный критерий в воспитании подрастающего поколения – это терпение. Терпение родителей и педагогов. Без него даже благие намерения по отношению к детям порой не могут быть реализованы до конца. Да, при обучении ребёнка радетелям стоит проявлять терпение, ведь он не всегда может сделать сразу правильный выбор на основании своих суждений. И если ребёнок что-то делает не так, то не следует на него кричать. Ведь, зачастую, он делает это не специально, а от недопонимания. Вот и надо объяснять ему как следует поступать, а как делать не стоит. Со временем ребёнок поймёт это сам.
Не однозначным является и вопрос наказания детей. Видов наказаний бывает много: наказание «огорчением», страхом, лишением чего-либо… Не углубляясь сильно в данную проблему, просто обратимся к примеру: если лишить ребенка чего-то ему дорогого, это расстроит его и вызовет обиду. Может гораздо полезнее будет заинтересовать ребёнка чем-то таким, что он может получить, если сделает правильно, так как вам надо (одобрение, поощрение и позитивные эмоции). В этом случае он не будет плакать, а возможность получить желаемое будет подталкивать к совершению необходимого действия. Интерес – это тот стимул, который подталкивает как детей, так и взрослых в нужном направлении.
Никто из родителей не желает плохого своему ребенку, по меньшей мере, сознательно. Все мы мечтаем, чтобы наши дети выросли не просто здоровыми и физически крепкими людьми, но и умными, самостоятельными, удачливыми и ответственными. Но, желая этого, мы часто сами делаем все, чтобы такое не случилось, то есть, совершаем воспитательные ошибки, расплачиваться за которые приходится и нам, и нашим детям.
Разные родители хотят видеть в своих детях разные качества. Кроме того, исторический период времени и общество накладывает на этот процесс свое видение "правильности". Достаточно, например, сравнить воспитание детей в советской школе и в современном педагогическом учреждении. Поэтому совершенно невозможно однозначно определить термин "правильное воспитание". Полагаю, что будут правы те родители, которые воспитывают своих детей с учетом своих интересов, но с оглядкой на требования общепринятой морали и нравственности. Попытка вырастить идеального ребенка "без страха и упрека" может привести в будущем к конфликту этого выросшего ребенка с реалиями повседневной жизни.