Школа, спортивные секции, методы воспитания и преподавания, влияние на личность ребенка
Школа, спортивные секции, методы воспитания и преподавания, влияние на личность ребенка
Школа, спортивная секция или кружок… - это основные занятия и жизнь детей школьного возраста. Это занимает большую часть времени и мыслей деток, которым нравится спорт, у которых есть увлечения, которых направляют родители, заботящиеся об их образовании, развитии… Но вот задумаемся, что происходит с детьми на эмоциональном уровне? Речь пойдет не о больших нагрузках, а о влиянии личности педагогов и тренеров на личность ребенка.
Как правило тренеры - сильные личности с сильным характером, но почему-то они, в большинстве своем, считают, что занятия спортом должны проходить в спартанских условиях, а на детей просто необходимо как минимум повышать голос, если уж не применять методы физического воспитания с рукоприкладством. Это подтвердит большинство родителей юных спортсменов. Хорошо, спорт должен воспитывать характер, но неужели этот характер нужно воспитывать криком, а не убеждением и личным примером и т.п.?
Учителя в школе также частенько общаются с детьми на повышенных тонах. Отчасти это можно объяснить тем, что нервы у них не железные (детей много и не все из них тихие и спокойные), отчасти их мировоззрением и методами воспитания, либо другими причинами, но детям и родителям от этого не легче.
Разве не лучше и в школе, и на тренировках относиться к детям более чутко и мягко, щадя их ранимую душу и неустойчивую психику? Мы можем понять учителей и тренеров и войти в их положение: работа у них требует большого эмоционального и психологического напряжения, да и физическая нагрузка не маленькая. Но люди, которые выбирают профессию педагога, надеюсь выбирают её по призванию, и главным качеством их характера должно быть терпение, еще раз терпение и любовь к детям.
Очень печально, когда дети, входя в школьную жизнь, теряют свою индивидуальность, любознательность и искреннее желание познания или желание заниматься любимым видом спорта заменяется нудной обязанностью занятий, а еще хуже страхом перед этими постоянно ругающимися требовательными взрослыми, с которыми приходится общаться большее количество времени, нежели с родителями. Жаль, когда ребенок впечатлительный, чувствительный, теряется и замыкается, испытывая слишком большое давление и слыша крики измученных педагогов. Разве от таких методов преподавания будет положительный результат? Запуганные дети будут лучше усваивать материал?
Наоборот, ребенок хуже воспринимает информацию и как результат - эффект, обратный ожидаемому. Ранее солнечный, радостный, эмоциональный и открытый ребенок становится закрытым, стеснительным и с низкой самооценкой из-за морального и психологического давления и в школе, и на тренировках…
Может следует ввести обязательное периодическое тестирование и обследования преподавательского состава у психологов и психотерапевтов? Это делать, наверное, нужно прежде, чем тестировать психологическое здоровье учеников.
Разве сердце не болит, видя слёзы ребенка после очередной тренировки… Видя как меняется ребенок не в лучшую сторону… В ответ уже слышу высказывания, что «спорт - это пот и слёзы». Да, это так, но пусть это будут слёзы преодоления себя, пусть это будет развитие силы воли и силы физической, борьба со слабостью и ленью…, но не моральное унижение и грубость. И этот вопрос не решается сменой секции (ведь ребенку нравится этот вид спорта), переводом в другой класс или школу, разговорами с кем-либо из педагогов - со всем не переговоришь, а порою может восприниматься как попытка вмешательства «ничего не понимающих в этом и не смыслящих» родителей, ведь у них (учителей) опыт, стаж, квалификация…
Хочется надеяться, что эти слова будут услышаны, возможно, заставят кого-то задуматься, кого-то измениться…
Много хорошего написано в данной статье. Жалко очень мало применяется на практике в школах и дошкольных учреждениях. Я стараюсь всегда ситать информацию такой направленности и сам воспитывать ребенка, пользуясь научными подходами.