Как внедрять язык в жизнь детей, если не удается создать билингвальную среду?
Как внедрить иностранный язык в жизнь детей
Наверное, в наше время нет особой надобности напоминать о важности знания иностранных языков. Реальность современной жизни такова, что без владения на должном уровне хотя бы одним из них, например, английским, вряд ли придется рассчитывать на получение работы в крупной компании, имеющей к тому же и выходы на зарубежные рынки. Да и необязательно "крупной и имеющей выходы"... Практически любая отрасль современной экономики, юриспруденции, транспорта и т.д. требует от людей, занятых работой в этих отраслях, более или менее приличного знания иностранного языка. И даже не принимая во-внимание будущую успешность ребенка в учебе, либо профессиональной деятельности, это непременно пригодится и в обыденной жизни, не говоря уж о путешествиях, чувстве естественной непринужденности и самодостаточности при этом, чувстве собственного достоинства, в конце концов.
Понятно, что изучение иностранного (наиболее популярен, конечно, английский) языка - дело просто необходимое. И зачастую, как и перед каждым новым начинанием, у большинства людей возникает вполне естественный вопрос: "А с чего, собственно, начать?" Тем более, когда речь идет о таком деликатном и ответственном деле, как обучение английскому языку ребенка.
В настоящее время существует огромное количество различных методик, направленных на обучение английскому языку именно детей. Здесь и школы с углубленным изучением языка, и домашние репетиторы, и инернет-курсы, и так называемая билингвальная среда.
Именно обучение ребенка в билингвальной среде является на сегодняшний день одним из самых эффективных средств.
Что же это такое? Да здесь все просто - это когда дети с рождения живут в семье, в которой принято разговаривать на двух языках. Если Ваш супруг(а) иностранец - считайте, что Вам крупно повезло в плане обучения ребенка. А если нет?
Согласитесь, в нашей стране не так уж много билингвальных семей. Тем не менее, привить ребенку любовь к иностранному языку и впоследствии полностью внедрить язык в его жизнь вполне реально.
Дело в том, что дети очень легко воспринимают иностранные языки и английский здесь не является исключением - наоборот, малыши его осваивают очень быстро. Все зависит от методов обучения, которые очень отличаются от тех, по которым изучают языки взрослые.
Ребенку совершенно не нужно на первых порах изучать грамматику, правила построения предложений и вообще все то, что применяют при обучении взрослые. Единственный метод, который подходит для ребенка - это так называемый "метод погружения". То есть ребенок в процессе обучения просто слушает и просто повторяет то, что услышал. И никаких учебников, словарей и справочников, иначе отобьёте охоту к английскому навсегда! Чем раньше начать обучение по такой методике, тем раньше и желаемый результат, то есть к определенному моменту ребенок начнет свободно владеть английским.
С какого возраста начинать обучение?
А сразу с рождения! Спрашивается, какой в этом смысл, если малютка еще "свой" родной язык не понимает, не то что какой-то иностранный? А смысл именно в этом и состоит - у младенца еще нет никакого "своего" языка, на данном этапе ему абсолютно все равно на каком языке с ним общаются. Но главная "фишка" в следующем: именно в возрасте до полутора лет ребенок отлично воспринимает на слух звуки языка. Вот эту особенность и нужно использовать в таком возрасте - просто дайте ребенку возможность слушать язык, не важно, в каком "виде". Это могут быть записи песен на английском языке, мультфильмы или телепередачи - главное, чтобы ребенок воспринимал английскую речь на слух. В дальнейшем у ребенка разовьется идеально произношение.
Когда ребенку исполнится два годика, то методику следует немного изменить. Для малыша в возрасте от двух до пяти - шести лет нужно приобрести интересные книжки на английском и всегда поощрять его, когда он их листает, рассматривает или даже пытается читать. Если Вы сами изучаете язык или, что еще лучше, довольно сносно им владеете - разговаривайте с ребенком на английском. Здесь, как и на предыдущем этапе, очень важно, чтобы ребенок слышал иностранную речь практически отовсюду. Ни в коем случае не принуждайте его к обучению - просто пытайтесь с ним говорить на иностранном языке. Также будет очень полезным совместный просмотр мультфильмов или детских передач на английском языке.
Если же ваши отношения с языками оставляют желать лучшего, желательно дать ребенку возможность погрузиться в эту самую языковую среду на курсах английского языка для детей, где они смогут общаться и с преподавателями (лучше если это будет «носитель» языка), и с другими детишками, при этом играя и хорошо проводя время. Например, тот же известный в Питере центр развития образования AVE Lingva, помимо иностранных языков, занимается с детьми и русским с литературой, и математикой… в своей уникальной игровой форме, и к школе помогает подготовиться, если нужно. О том, как именно проводится такое обучение малышей английскому языку и другим премудростям, узнайте здесь подробнее. А еще там и дополнительные услуги репетитора или домашнего обучения получить можно.
А вот с ребенком в возрасте от семи до тринадцати лет уже подойдут и те методы обучения, которые используются при обучении взрослых. Конечно, теперь уже можно понемногу изучать и грамматику, и правописание слов и предложений. Но опять же, все это должно проводиться в том виде, который интересен ребенку - пусть это будет игра или совместный просмотр передач, новостей или фильмов на английском языке.
Как видите, ничего сложного в изучении английского ребенком нет. И вполне можно обойтись без билингвальной среды, главное - целеустремленность, регулярность занятий и, конечно же, любовь к ребенку!
От себя могу добавить вот что: мы живем в Татарстане, где оба языка (русский и татарский) являются основными (государственными), т.е. половина семей как бы являются билингвальными, и дети с рождения знакомятся с обоими языками и культурами. Да, возможно, иногда дети в таких семьях начинают разговаривать немного позже, но за то оба языка становятся ему родными (несколько недель можно и подождать ради такого результата). Так что татарский ли, английский или уругвайский языки, тут разницы нет.
Не совсем согласна с автором на счет раннего возраста при изучении другого языка, может от того что в мое время не рекомендовали до 4 лет изучать второй язык, а старались дать время ребенку хорошо освоить свой, но дети сейчас более развиты, так что может это и правильно. Только я своей начала включать мультики-песенки на английском где-то с двух лет и она очень быстро выучила английский алфавит без моего участия, думаю что в таком возрасте тоже не поздно начинать, да и родной язык она уже хорошо освоила. А вот курсами английского я не довольна, может просто не повезло с преподавателем, но все занятия они проводят с просмотром тех же мультиков, только аудитория сейчас побольше. На таком уровне я и сама могу проводить занятия, так что родителям рекомендую напроситься на какое-то занятие прежде чем оплачивать такую "учебу". А вот изучение слов моей доченьке нравится, правда, я делаю это или при чтении сказки, используя фразы: "А знаешь как на английском будет мышка ?" и т.п., или при уборке в доме - тут можно много предметов изучить, главное знать меру и не перестараться.