Мысли, как воспитать чуткого и внимательного ребёнка, когда беседовать на трудную тему, часто волнуют родителей. Большая доля ответственности ложится на школу. Там несколько раз в год организуют дни добрых дел, когда ребята приходят в дом престарелых, другие социальные учреждения, чтобы увидеть примеры заботы о ближнем. Но ведь малыши могут столкнуться с несправедливостью раньше, чем попадут в руки учителей. Родные должны быть готовы стать наставником в любом сложном вопросе о мире и человеке.
Как рассказать о том, к чему нельзя прикоснуться?
Психологи знают, что у каждого возраста свои сказки. Учтите это при построении разговора о неосязаемом. Дошкольники и первоклассники верят в чудеса. Они с радостью отправятся в воображаемое путешествие к звезде «Добро». Спросите ребёнка, что там есть, внимательно выслушайте рассказ до конца, не прерывая повествования, задайте уточняющие вопросы. Вместе соорудите визуальный макет с помощью подручных средств для занятий творчеством: ножниц, цветной бумаги, карандашей, фломастеров, трафаретов. Так, ребёнок соотнесёт нематериальное понятие с конкретным предметом. Ему станет проще воспринимать слова о хороших и плохих поступках со сравнительными примерами в виде:
народных пословиц;
коротких четверостиший;
отрывков из литературных произведений.
Ваша миссия не ограничится чтением. Нельзя оставлять подрастающий талант наедине с только что встреченным смыслом. Надо помочь с ним «подружиться» через рассуждения о поступках действующих лиц. Итогом будет вывод о том, кого из героев ребёнок поселил бы на своей звезде, а кто не готов к переменам и останется жить на её соседке, где важными считаются противоположные вещи. Обсудите причины выбора. Их так же важно осознавать, как и давать маленькому человеку шанс исправиться, сделать шаг навстречу добру. В игровой форме проверьте, хорошо ли усвоена информация. Устройте шуточное состязание в скорости придумывания тематических загадок, двустиший, учредите специальный приз за сообразительность, поддерживая стремление ребёнка к новым достижениям.
Без элементарных понятий добра и зла из ребенка действительно может вырасти что то страшное, так как ученые давно уже установили, что злоба и жестокость в определенной мере заложена во всех живых существах, так как она помогает им выживать и до наших дней дожили те народности, которые истребили конкурентов. Но эти инстинкты конечно нужно ограничивать.
Полезная информация, но стоит иметь ввиду, что поведение ребенка во многом копирует поведение его родителей, старших братьев. И сколько ребенку не рассказывай о доброте, но если папа в его присутствии пнул котенка или обругал соседку, выводы ребенок сделает сам. В обучении детей нематериальным вещам мы сами должны быть хорошим примером.
Понимание о доброте и зле, конечно, должны прививаться ещё с совсем малых лет, задолго до школы. Собственно, понятия сопереживания, щедрости, справедливости тоже немаловажны и должны быть усвоены ребёнком в раннем детстве, так как без них ребёнок может вырасти с качествами, которые не желали видеть в нём родители. Часто эти вещи передаются через сказки, причём читаемые обязательно с эмоциями. Надо всегда показывать интонациями и мимикой где плохо, где хорошо, ребёнок это всё усвоит автоматически.
Как необходимы сейчас такие уроки доброты и не только детям, а и взрослым. Конечно правильно начать их проводить, это здорово - путешествие к звезде Добро. Может и сам мир в целом станет добрее, все начинается с детей.